Ты только вернись…

В Министерстве образования и науки предложили отечественным студентам, обучающимся за рубежом, по упрощенной схеме перевестись в местные вузы. Чиновников не поняли ни студенты, ни их же коллеги, госслужащие из МИД, усмотревшие в подобном заявлении нотки популизма 20.08.2020 / политика и общество

Ирина ВОЛКОВА, "Время", 20 августа

"Улыбнуло!"
Неделю назад Министерство образования и науки Казахстана выступило с заявлением о том, что поможет студентам, которые учатся за границей. Но, увы и ах, вся министерская помощь свелась к предложению перевестись по упрощенной схеме в отечественные вузы.
Что думают об этом сами студенты?
— Если честно, я уже с головой ушла в предстоящую учебу в Принстонском университете и не особо слежу за казахстанскими новостями, — говорит 18-летняя жительница Нур-Султана Айгерим АСКЕРГАЛИ. — О предложении Министерства образования и науки, предлагающем местную альтернативу зарубежному образованию, ничего не слышала. А если бы и услышала, то лишь улыбнулась. Я не для того стремилась довести до совершенства свои языковые знания, усиленно саморазвивалась в области прикладной математики и программирования, чтобы учиться на родине. Престижное зарубежное образование — это мой осознанный выбор. Чтобы достичь этой цели, я и мои родители приложили немало усилий. Так что для меня такой вариант помощи и не помощь вовсе!
Как рассказала Айгерим, она готовится к дистанционному обучению. Принстонский университет сегодня почти полностью перешел на дистанционный формат обучения, за исключением тех специальностей, на которых учиться онлайн просто невозможно. Поэтому для девушки вопрос о продолжении учебы за границей ребром не стоит.
От души посмеялся над этим заявлением и студент Омского государственного медицинского университета павлодарец Тимур ВАСИЛЬЧЕНКО:
— Я думаю, что это неприемлемо не только потому, что противоречит изначально принятому молодым человеком решению получить НЕказахстанское образование, но и потому, что подобный вариант невозможен. Российские медицинские программы обучения кардинально отличаются от казахстанских. Я шесть лет отучился в вузе и по российским стандартам уже могу работать врачом-ординатором, чем я и воспользовался, продолжив учебу в родном университете, но уже в ординатуре. А казахстанские студенты-медики после своей альма-матер должны отучиться ещё в резидентуре. То есть наличие диплома молодого специалиста не даёт им права работать врачом. И если все же на миг допустить, что кто-то из медиков-студентов действительно захочет воспользоваться предложением Министерства образования и науки, то ему придётся сдавать очень большую академическую разницу, потому что программы абсолютно разные.
Молодому человеку уже пришло сообщение из Омского медуниверситета о том, что иностранные граждане, которые находятся за рубежом и не могут приехать из-за закрытых государственных границ, будут учиться дистанционно и лекции у них тоже будут дистанционно.
Сложно, конечно, представить медика, обучающегося дистанционно (хотя на фоне онлайн-диагностики, на которую в период карантина перешли многие казахстанские поликлиники, уже трудно чему-то удивляться). Но Тимур утешает себя
тем, что, во-первых, основную медицинскую базу за шесть лет получил, а во-вторых, когда-нибудь же пандемии придёт конец.

Рассмотрим варианты…
Тем временем многие зарубежные университеты сами подбирают все возможные варианты для того, чтобы удержать иностранных студентов, которые в большинстве своём платят за учебу приличные деньги.
Так, например, Российский университет дружбы народов уже оповестил иностранных студентов о том, что их ждёт в начале нового учебного года. "В случае сохранения взаимных ограничений по въезду и выезду граждан двух стран до 1 сентября обучение для казахстанских студентов начнётся в онлайн-формате.
В случае отмены ограничений иностранные студенты будут допущены к учебному процессу после 14-дневной (со дня въезда в РФ) изоляции. Резервирование мест в общежитии для иностранных студентов не предусмотрено, обучающиеся заселяются в общежитие по мере приезда в университет".
В Московском педагогическом государственном университете учебный процесс начнётся 1-13 сентября и будет проходить в дистанционном формате с последующим переходом на смешанный тип обучения (онлайн/офлайн) в зависимости от эпидемиологической ситуации. При условии отмены взаимных ограничений для граждан Казахстана и России на въезд иностранные студенты будут допущены к учебному процессу после 14-дневной изоляции.
Но это касается только тех, чья специальность позволяет получать знания онлайн. А, например, в том же Принстонском университете есть несколько направлений преимущественно в магистратуре, по которым обучение возможно только очно. Для этого там выделили отдельный корпус с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований. И как же быть таким студентам? Медикам, специалистам аэрокосмической отрасли, к примеру? Или тем, кто завершил обучение, но не может получить диплом, потому что ряд европейских и американских вузов не высылают этот документ по почте, требуя личного присутствия выпускника. И таких случаев не перечесть!
Очень много вопросов сейчас возникает с французской Сор­бонной. Обучение во французских вузах подразумевает личное присутствие обучающегося, но французское посольство сейчас не выдает казахстанским студентам визы. Впрочем, казахстанцам, пока страна находится в красной зоне, путь закрыт везде. Наших студентов не пускают в Россию, Америку, Европу, Китай — в общем, никуда.

Торг уместен!
— И все копья в социальных сетях летят в МИД, дипломаты которого, по мнению блогеров и диванных комментаторов, мастаки только в одном — ничегонеделании на налоги граждан, — говорит официальный представитель Министерства иностранных дел Казахстана Айбек СМАДИЯРОВ.
Тем временем именно в МИД о ситуации по студентам, обучающимся в заграничных вузах, осведомлены куда больше, нежели в Министерстве образования и науки. Правда, со статистикой и там и там дело плохо. В Министерстве образования и науки ведут учёт только тех студентов за рубежом, которые обучаются в рамках каких-то государственных программ, например "Болашак".
— Все остальные студенты, выбравшие для обучения зарубежные вузы, поступают самостоятельно. МОН этот вопрос не курирует, — сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки.
Что касается Министерства иностранных дел, то несколько лет назад здесь пытались составить хоть какую-то базу данных отечественных студентов, обучающихся за пределами республики, чтобы иметь общую картину о миграционном образовании. Но более-менее наладить работу удалось только с Россией и Китаем. А вот 80 процентов европейских и американских вузов дипломатам в сборе статистических данных отказали, ссылаясь на защиту персональных данных.
— И имеют на это полное право, — прокомментировал Айбек Смадияров.
Так и получилось, что статистики казах­станских студентов, получающих образование за границей, в стране нет. В МИД могут огласить данные только по России и Китаю, и то ориентировочные: около 73 тысяч наших студентов учатся в России и что-то в пределах 10 тысяч — в Китае. Общее же количество молодых казахстанцев, грызущих гранит науки за пределами страны, по самым грубым подсчетам, доходит до 150 тысяч человек. И это без учета новобранцев, то есть выпускников этого года.
А теперь, внимание! Мы узнали, сколько же человек в связи со сложившейся ситуацией решились-таки на быстрый перевод в отечественные институты и университеты. Всего около 500 человек! Такие данные нам предоставили в пресс-службе МОН. То есть 0,33333… процента! Капля в море! Ежу понятно: человек, осознанно выбравший для учебы Принстон или Сорбонну, только пальцем у виска покрутит в адрес тех, кто заикнется о каком-нибудь кокшетауском или павлодарском вузе как альтернативе. Но ничего другого в Министерстве образования и науки предложить не могут.
Тем временем в Министерстве иностранных дел без дела не сидят.
— Конечно, на самом деле очень многое зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации, потому что очень сложно идти, грубо говоря, на поклон в Белый дом или китайский МИД, когда страна находится в красной зоне по заболеваемости коронавирусом. Но сейчас, когда мы добились какой-то стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, уже можем, условно говоря, торговаться. Конечно, без прессинга, но с жесткими доводами, исходя из того, какие страны имеют допуск в то государство, которое интересует и нас, — немного приоткрыл секреты внутренней кухни официальный представитель МИД.
Айбек Смадияров заверил, что ни одного казах­станского студента, который учится за границей, посольство Казахстана не бросит на произвол судьбы. Буквально сегодня-завтра Министерство иностранных дел откроет специальный штаб для оперативного решения вопросов, связанных с учебой наших сограж­дан за границей. Конечно, вряд ли стоит ожидать от этого мгновенных положительных результатов. Но такой подход хотя бы рациональный, вселяющий надежду, а не вызывающий ироничную улыбку…

Об этом сообщает Редакция



Источник: “http://nomad.su/?a=3-202008200032”

©1info.net